Notary.ru Статья Н.А.Поповой 
Информационный нотариальный портал
               
   
     

        

Некоторые актуальные проблемы применения видов оценки наследственного имущества, связанные с внесением Федеральным Законом от 31.12.2005 года № 201-ФЗ изменений в Налоговый кодекс.

В 2005 году нотариусами активно обсуждался вопрос оценки наследственного имущества, и казалось бы, спор так или иначе решен и страсти почти улеглись, но не тут-то было, в последний день уходящего года президентом подписан Федеральный Закон «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» № 201-ФЗ, в котором определен вид стоимости наследственного имущества для целей исчисления госпошлины, призванный устранить любые имеющиеся разночтения в вопросах оценки названного имущества, однако не все так однозначно.

В статье «Определение стоимости наследственного имущества и размеров государственной пошлины (тарифа) при выдаче свидетельства о праве на наследство»1 мной были приведены материалы, подтверждающие, что применение нотариусами рыночной стоимости имущества перешедшего в порядке наследования осуществлялось не потому что «так захотелось», а руководствуясь нормами права.

Согласно п.п. 22 п. 1 статьи 333.24 НК РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию, уплачивается государственная пошлина в размерах от стоимости наследуемого имущества.

В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Законом РФ от 31.12.2005 № 201-ФЗ подпункт 5 статьи 333.25, для исчислении госпошлины при совершении нотариального действия - выдачу свидетельства о праве на наследство, стоимость наследственного имущества определяется по выбору плательщика данной пошлины, при этом им могут быть предоставлены следующие виды оценок:

  • инвентаризационная,

  • рыночная,

  • кадастровая,

  • иная (номинальная).

В случае предоставления нескольких видов оценки для исчисления госпошлины принимается наименьшая.

Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины.

Данное уточнение вызывает удивление, так как и ранее нотариусы самостоятельно никогда не определяли вид стоимости имущества, методику определения стоимости и вид применяемой оценки, это прерогатива государства изложенная в нормативных актах.

Требуется разъяснение основных понятий, используемых в настоящем законе, это связано с необходимостью однозначного и точного понимания терминологии и правильного применения статей, что имеет существенное значение для правоприменительной практики.

Выделяется два основных термина, требующих разъяснение:

1. Вид - это подразделение в системе, входящее в состав высшего раздела – рода, разновидность, тип2 (применительно к данному случаю: инвентаризационная, рыночная, кадастровая, номинальная).

2. Способ – действие или система действий, применяемый при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-либо3.

Не совсем ясно что имел ввиду законодатель, употребляя понятие «способ оценки».

Для применения всеми субъектами оценочной деятельности, в том числе органами БТИ Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении стандартов оценки» № 519 от 06 июля 2001г. Указанным Постановлением определены стандарты оценки обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, где в II разделе «Определение видов стоимости объекат оценки, подходов к оценке и методов оценки» определены не только виды стоимости, но и подходы к оценке: затратный, сравнительный, доходный, а также метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Также предусмотрены требования к проведению оценки, такие как: заключение с заказчиком договора об оценке, анализ рынка, к которому относится объект оценки, составление и передача заказчику отчета об оценке и др.

По сложившейся практике органы инвентаризации не выполняют указанные обязательные требования, не выдают отчетов об оценке, ограничиваясь справками и выписками. В связи с тем, что данные стандарты оценки являются обязательными к применению, как для органов инвентаризации, так и для независимых оценщиков, следовательно, независимо от того, кем предоставляется оценка, она должна соответствовать требованиям Постановления № 519 от 06 июля 2001 года «Об утверждении стандартов оценки», ФЗ «Об оценочной деятельности».

Особняком стоят судебно-экспертные учреждения юстиции. Эксперт выдает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (ст. 7, ст. 25 ФЗ от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»). Данные учреждения, помимо прочих экспертиз, проводят автотехническую экспертизу – исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости; строительно-техническую экспертизу – исследование строительных объектов и территорий, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки (Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ утвержденный Приказом Минюста РФ от 14 мая 2003 года № 114).

Следовательно, в отношении транспортных средств судебно-экспертные учреждения выдают заключения не о рыночной стоимости, а о стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости; в отношении строительных объектов вид оценки не указан.

Из этого напрашивается вывод, что для исчисления госпошлины гражданину предоставлено право самостоятельного определения вида оценки, но право самостоятельного определения подходов к оценке, требований к оценке не предоставлено ни нотариусу, ни гражданину.

Подчеркну, что положения подпункта 5 статьи 333.25 Налогового кодекса определяют вид стоимости имущества только для исчисления госпошлины, и распространяются только на отношения складывающиеся в рамках установления, ведения и взимания налогов и сборов, регулируемые законодательством о налогах и сборах в РФ (ст.2 НК РФ).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Уплата налогов и принятие наследства имеют разную природу отношений:

  • Наследственные отношения - это имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

  • Отношения же связанные с уплатой налогов регулируются налоговым законодательством и являются властными отношениями по установлению, введению и взиманию налогов и сборов.

Принятие наследства является сделкой, это положение нашло свое подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», и находится в поле действия Гражданского законодательства.

При ведении наследственного дела определение стоимости наследственного имущества является обязательным по следующим причинам:

Во-первых, наследственные отношения - это имущественные отношения, регулируемые гражданским правом (вещные, обязательственные, наследственные, семейные отношения), которые основываются на равенстве участников. Одной из особенностей имущественных отношений является их стоимостный характер.

Во-вторых, стоимость наследственного имущества потенциально имеет значение как для самих наследников, так и для кредиторов наследодателя, а также для иных заинтересованных лиц, в том числе для государства. А именно в случаях занижения стоимости наследственного имущества происходит:

  • искусственное уменьшение суммы при определении обязательной доли в наследстве (исчисляется из общей суммы наследства, ст. 1149 ГК РФ),

  • занижение суммы при определении ответственности по долгам наследодателя (наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, ст.1175 ГК РФ),

  • искажение сумм при определении размера причитающейся компенсации в связи с несоразмерностью реально получаемого наследства и идеальной наследственной доли (ст.1170 ГК РФ),

  • занижение сумм подлежащих выплате в качестве возмещения расходов вызванных смертью наследодателя и расходов на охрану наследства и управления им (расходы выплачиваются в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, ст. 1174 ГК РФ),

  • искусственное уменьшение суммы задолженности наследодателя по имущественным налогам (задолженность погашается в пределах стоимости наследственного имущества, п. 3 ст.44 гл. 8 НК РФ).

В-третьих, в свидетельствах о праве на наследство, выдаваемых нотариусом в соответствии с формами, утвержденными Приказом Минюста РФ от 10.04.2002г., № 99 (с изм. и доп., согл. Приказа Минюста РФ от 28.07.2003г., № 180) в обязательном порядке должна быть указана стоимость наследственного имущества.

Раздел V части 3 ГК РФ дает определение понятия наследования как в целом, так и в части определения стоимости наследуемого имущества, где в соответствии со ст. 1115 ГК РФ ценность наследственного имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

Существует мнение о том, что данная рыночная оценка имеет узкую направленность только на определение места открытия наследства. Действительно ст. 1115 ГК РФ посвящена правилам определения места открытия наследства, однако в разделе V части 3 Гражданского кодекса посвященном наследованию других статей устанавливающих вид оценки наследственного имущества не содержится.

Кроме того, обращаясь к практике Верховного суда РФ при определении стоимости имущества «согласно общему правилу суды исходят из действительной стоимости имущества, определяемой с учетом сложившихся в данной местности цен на строительные материалы и работы, транспортные услуги, места расположения дома, степени благоустройства, износа, возможности его использования» (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2003г.)

Интересно в рамках рассматриваемого вопроса Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 30 мая 2005 года № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимыми оценщиками», в п. 3 которого говорится о том, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки.. предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком, то в случае совершения сделки по цене не соответствующей стоимости произведенной в отчете независимого оценщика, такие сделки должны признаваться недействительными.

Учитывая вышеизложенное напрашивается вывод о необходимости предоставления двух видов оценки:

1. Для исчисления госпошлины граждане должны предоставить по собственному выбору любой документ, предусмотренный действующим законодательством, содержащий указание на вид оценки наследуемого имущества, при предоставлении нескольких видов оценки госпошлина исчисляется от наименьшей стоимости.

2. Для определения стоимости наследуемого имущества как такого необходимо предоставить отчет о рыночной стоимости наследственного имущества на день открытия наследства.

В противном случае может сложиться парадоксальная ситуация, когда при нескольких видах наследственного имущества, определяется рыночная оценка имущества, являющаяся основой для определения места открытия наследственного дела, нотариус же в выдаваемом свидетельстве о праве на наследство указывает иную, в том числе инвентаризационную стоимость, которая не учитывалась и не могла учитываться при определении места открытия наследства, и которая может быть как выше рыночной, так и ниже ее.

Следующим немаловажным моментом является определение действия закона во времени. Положения об обязанности по уплате налога (сбора) содержатся в п.п.1, 2 ст. 44 НК РФ: «Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований установленных настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленного законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора».

Что является обстоятельством, предусматривающим уплату сбора - вступление в права наследования или выдача свидетельства о праве на наследство?

В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, статьей 1113 ГК РФ время открытия наследства установлено моментом смерти гражданина.

В силу п. 1 ст.333.16, пп.3 п.1 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением нотариального действия – до совершения нотариальных действий.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ госпошлина взимается при выдаче свидетельства о праве на наследство.

В данном случае под обращением за совершением нотариального действия следует понимать не момент подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, а нотариальное действие – выдачу свидетельства о праве на наследство. Это положение вполне логично, так как зачастую, в момент подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство либо не определен круг наследников, либо не наступил срок для выдачи свидетельства, либо наследники не предоставили нотариусу всех необходимых для этого сведений и документов.

Подтверждение тому, что законодатель связывает уплату пошлины с выдачей свидетельства о праве на наследство содержится в п. 4 ст. 333.25 гл. 25.3 НК РФ – «за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решения суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительными, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах которые установлены настоящей главой».

Как видно, обязанность уплатить пошлину возникает при выдаче свидетельства о праве на наследство, следовательно, уплата госпошлины осуществляется в соответствии законодательством действующим на момент выдачи свидетельства о праве на наследство.

Изменения вносимые в налоговый кодекс ФЗ от 31.12.2005 года № 201-ФЗ вступают в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, следовательно с 01 февраля 2005 года нотариусам предстоит разделять стоимость наследственного имущества на рыночную и иную.

Полагаю, что дискуссия на тему определения стоимости наследственного имущества еще впереди, вопросы остаются, и нотариусы в своей деятельности еще будут сталкиваться с проблемами основанными на оценке.

Нотариус нотариального округа г. Трехгорного Челябинской области
Попова Наталья Анатольевна.

1. Южно-Уральский юридический вестник. 2005.№ 4-5.С.**
2. Ожегов С.И Словарь Русского языка /Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русс. Яз., 1989.
3. Ожегов С.И Словарь Русского языка /Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русс. Яз., 1989.

 
 | Новости | Регистрация | Конференции | Законодательство | Статьи | Базы данных | Программы для нотариусов | Нотариат в Интернете | Полезные ссылки |

   
  © 2001-2023 ООО "Триасофт". Все права защищены. Автоматизированное извлечение информации запрещено. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения правообладателя.